Осветительных приборов великое множество, в данном материале предлагаю разобраться с приборами которые у Нас называют Световые ГОЛОВЫ.

Moving Head – Подвижная Голова, прибор полного вращения, так в английском языке называют этот тип световых приборов, относящихся к классу интеллектуального освещения.

Интеллектуальное освещение первоначально относилось к свету сцены, которое обладая автоматическими или механическими способностями, отличными от традиционного, или стационарного освещения. 

Хотя самые продвинутые интеллектуальные приборы могут создавать необычайно сложные эффекты, интеллектом конечно же обладает не сам прибор или системы управления, а художник по свету, программист шоу или оператора освещения. 

По этой причине интеллектуальное освещение также известно как автоматическое освещение (automatic light), движущиеся огни (moving lights) или движущиеся головки (moving heads).

История интеллектуального светового освещения

Есть много патентов на интеллектуальное освещение, начиная с 1906 года, с Эдмондом Сольбергом из Канзас-Сити, США. Прибор использовал углерод-дуговую лампу и работал не от двигателей или какой-либо электроники, а от шнуров, которые управлялись вручную для управления панорамированием, наклоном и масштабированием.

В 1925 году впервые использовались электрические двигатели для перемещения приспособлением, а вместе с ним и его положением Гербета Ф. Кинга (номер патента США: 1680 685). 

В 1936 году патент США № 2054224 был предоставлен аналогичному устройству, с которым панорамирование и наклон контролировались с помощью джойстика, а не переключателей. С этого момента до 1969 года другие изобретатели делали подобные приборы и улучшали технологию, но без серьезных прорывов. 

В этот период Century Lighting (теперь Strand) начал продавать такие специально разработанные и модернизированные приборы, которые с помощью любых прожекторов мощностью до 750 Вт управляли панорамированием и наклоном.

Джордж Изенур совершил очередной прорыв в 1969 году с первым в истории прибором, чтобы использовать зеркало на конце эллипсоидального отражателя чтобы дистанционно перенаправлять пучок света. 

В 1969 году Жюль Фишер из театра Casa Mañana в Техасе увидел изобретение и использовал 12 фонарей PAR 64 с лампами 120 Вт, у которых была возможность 360 градусного панорамирования и 270 градусного наклона, стандарт, который продолжался до 1990-х годов. Этот прибор был также известен как “Mac-Spot”

В Бристоле в 1968 году, также был достигнут прогресс, в основном для использования в живой музыке. 

Питер Уинн Уилсон (Peter Wynne Wilson) используя профильные приборы в 1 кВт, со слайдами, на которых были напечатаны гобо, подающиеся с катушки, как на слайд-проекторе. В приборах также была диафрагма, многоцветное гелевое колесо. Приборы были оснащены зеркалами. А использовались для впечатляющего светового шоу для Pink Floyd Gig в Лондоне. 

Другой инструмент, известный как «Cycklops», также использовался для музыкальной индустрии в США, хотя он был ограничен с точки зрения возможностей. Обладая только функциями панорамирования, наклона и цвета, а также длиной 1,2 метра и весом 97 кг, включая балласт, они были тяжелыми и громоздкими. Эти устройства были разработаны больше для замены постоянно ненадежных локальных операторов освещения.

В 1978 году осветительная и звуковая компания в Далласе, штат Техас под названием Showco, начала разработку осветительной арматуры, которая изменяла цвет луча за счет вращения дихроичных фильтров. Во время своего развития дизайнеры решили добавить двигатели для моторизации прибора и его наклона. 

Они продемонстрировали эти приборы для группы Genesis в сарае в Англии в 1980 году. Группа решила финансово поддержать и реализовать этот проект. 

 

 

Showco выделил свой проект освещения в компанию, название придумал менеджер группы Genesis Тони Смит Vari-Lite. Первое устройство как и компания также называлось Vari-lite.  Компания одной из первых использовала платформу с цифровым ядром, это позволило дало возможность реализовывать различные режимы работы и дистанционно управлять ими.

Genesis заказал 55 шт. Vari-lites для использования в концертном туре по всей Великобритании. Приборы были снабжены консолью управления Vari-Lite с 32 каналами, с пятью 1802 процессорами.

Тем самым улучшив самую первую версию, которая была очень простой и имела внешний процессор. 

На концерте 25 сентября 1981 года в Барселоне, Genesis поразила зрителей:

55 инновационных приборов VL1 с пультом Series 100 совершили переворот в концертном мире.

«Мы специально запрограммировали несколько первых песен в статике. И тут мы просто меняем положение всех приборов, лучами по зрителям. Тысячи испанцев вскочили в истерике. Было ощущение, что открылась преисподня!

Было много страшных моментов. У приборов была куча проблем, в основном механических. Мы снимали, чинили и вешали их на прежнее место. Но все это меркло по сравнению с эффектом. Движение и цвета были невероятными.

Ну и самое смешное: все мы были звукоинженерами по профессии!»

Джим Борнхорст

В Showco был сильный отдел новых разработок. Команда инженеров компании под руководством Джима Борнхорста (Jim Bornhorst) искала альтернативные пути цветосмешения в приборах и вышла на идею использования дихроичных стекол и металлогалогенных ламп. Совместив эти технологии, получались насыщенные цвета с множеством оттенков, что было недостижимо с внешними фильтрами. При этом цвета могли меняться мгновенно.

Это могло бы оказаться тупиком развития, если бы не один судьбоносный совместный обед. Осенью 1980 года, в ресторане собрались Брутче, Максон и Борнхорст с командой разработчиков. Они обсуждали создание нового светового прибора с дихроичными фильтрами. В ходе разговора Максон добавил: «Два мотора и свет будет двигаться…». Это и стало точкой отсчета новой эры.

В 1986 году Vari-Lite представила новую серию осветительных приборов и пультов управления. Они назвали новую систему своей серией 200, с новыми приборами, обозначенными «VL-2 Spot Luminaire», и «VL-3 Wash Luminaire». Система Series 200 контролировалась консолью Artisan. Vari-Lite ретроактивно назвал оригинальную систему «series-100». Оригинальная консоль Vari-Lite была задним числом названа «консолью серии 100», а оригинальная Vari-Lite была задним числом названа «VL-1 Spot Luminaire». 

Прототип, показанный Genesis в 1980 году, был переименован в «VL-zero» в середине 1990-х годов, чтобы сохранить согласованное наименование.

Это могло бы оказаться тупиком развития, если бы не один судьбоносный совместный обед. Осенью 1980 года, в ресторане собрались Брутче, Максон и Борнхорст с командой разработчиков. Они обсуждали создание нового светового прибора с дихроичными фильтрами. В ходе разговора Максон добавил: «Два мотора и свет будет двигаться…». Это и стало точкой отсчета новой эры.

В 1985 году первый Moving Head с использованием протокола DMX была выпущена компанией Summa Technologies. До этого времени движущиеся приборы использовали другие протоколы связи, такие как DIN8, AMX, D54 и запатентованные протоколы других компаний, таких как VariLite, Tasco, High End и Coemar. В приборе Summa HTI had была лампа HTI мощностью 250 Вт, два цветных колеса, колесо гобо, механические регуляторы яркости и зума.

Обратите внимание, что приборы, которые используют первый метод (Scaner), не являются технически «движущимися головами», поскольку сам источник света не перемещается. Однако термин «движущаяся голова» используется взаимозаменяемо в этой статье

Первым массово продаваемым сканером был Coemar Robot, впервые выпущенный в 1986 году. Первоначально был произведен либо с лампой GE MARC350, либо с Philips SN250. Более поздние версии были оснащены лампой HTI400 фабрики Osram, модификацией, которую High End Systems использовали с 1987 года. Robot использовал сервомоторы для управления панорамированием, наклоном, цветом и гобо, с колесом гобо, обеспечивающим функцию затвора. Цветное колесо имело 4 дихроичных цветных фильтра (красный, синий, желтый и зеленый), а колесо гобо содержало 4 штампа (без замены). Robot общался с запатентованным протоколом 8 бит, но не имел микропроцессоров / pal / pics / ram, O / S или других современных логических устройств.

В 1987 году Clay Paky начал выпускать свои первые сканеры – Golden Scan 1 & Crystal Scan. Они использовали шаговые двигатели вместо сервомоторов и использовали лампу HMI 575, яркую и с гораздо более равномерной яркостью луча. За этим последовал Intellabeam в 1989 году, выпущенный High End, который в то время был дистрибьютором для Clay Paky.

В 1990-е годы будущее приблизилось к Martin, датской компании, которая выпускали генераторы тумана (дым машины). Они начали выпускать линейку сканеров, известных как Roboscans, с различными спецификациями для разных пользователей. Они были названы по их мощности, начиная с 1004 и 1016. Позже появились 804 и 805, предназначенные для небольших площадок. Другие модели – это устройства 218, 518, 812, 918 и 1200Pro. Мартин также выпустил совершенно новый ряд ГОЛОВ (Moving Heads) под названием Martin MAC Series. Эта серия по-прежнему популярна, с новыми светильниками, такими как MAC III и MAC Viper, которые являются одними из самых высококачественных движущихся огней.

Самая последняя разработка в интеллектуальном освещении – цифровое освещение с такими светильниками, как DL3 High End Systems. Эти светильники состоят из яркого LCD или DLP-проектора, установленного на подвижное шасси, как и у обычной движущейся ГОЛОВЫ. Эти светильники также содержат интегрированный медиа-сервер, который позволяет использовать миллионы цветов, бесконечные библиотеки изображений, похожих на гобо, и проекцию изображений и видео.

 

Особенности

Подвижная Голова (Moving Head) представляет собой универсальный и многофункциональный инструмент, предназначенный для замены нескольких обычных, и не движущихся огней. В зависимости от места и применения приборы могут быть универсальным и экономичным дополнением к запасу традиционных осветительных приборов, поскольку при правильном программировании они могут быстро изменять многие аспекты их оптики, очень быстро меняя «характер» света. Освещение обычно запрограммировано и воспроизводится с использованием только простых команд, хотя приборы могут управляться в «живую», если оператор достаточно опытен.

Большинство Голов имеют все или некоторые функции, каждая функция имеет номер канала управления, например:

•Панорамирование

•Наклон

•Тонкий наклон

•Скорость панорамирования / наклона

•Диммер

•Затвор

•Выбор Гобо

•Вращение Гобо

•Смещение Гобо

•Колесо фиксированных цветов

•Колесо комбинированных цветов

•Циан

•Маджента

•Желтый

•СТО

•Призма 3,4,8, 16 фасетных круговых или 6 фазово линейных

•Вращение призмы

•Колесо эффектов

•Колесо анимированных Гобо

•Zoom

•Фокус

•Frost

•Ирис

•Включение лампы, сброс электроники прибора

Управление

Движущиеся огни управляются по-разному. Обычно светильники подключаются к консоли управления освещением , которая выводит управляющий сигнал. Этот управляющий сигнал отправляет данные в прибор обычно одним из трех способов: аналоговым (который в значительной степени уже не применяется), DMX который означает «цифровой мультиплекс» (Digital MultipleX), который является мировым стандартом протоколов управления в индустрии.

Ethernet Control (например, ArtNet или sACN).

Затем прибор принимает этот сигнал и преобразует его во внутренние сигналы, которые отправляются на многие шаговые двигатели, расположенные внутри.

 

DMX, наиболее распространенный способ управления движущимися головами. Обратите внимание, что это 3-контактные разъемы DMX, которые используются некоторыми производителями, а не 5-контактный, который указан в стандарте USITT DMX-512.

Подавляющее большинство движущихся головок управляется с использованием протокола DMX , обычно используется специальная витая пара, экранированный кабель с 3х или 5-контактными разъемами XLR на концах.

Каждому прибору назначается блок каналов DMX в одном из универсальных DMX-объектов (автономный набор кабелей и светильников, в которых может работать максимум 512 отдельных каналов). Центральный осветительный прибор передает данные по этим каналам, которые интеллектуальный прибор интерпретирует как значения для каждой из его многочисленных переменных, включая цвет , узор , фокус , призму , панорамирование (горизонтальное колебание), наклонение (вертикальное колебание), скорость вращения и анимацию.

Так как движущиеся головы не достигли значимости, пока предшественник DMX, AMX или Analog Multiplex не достигли зенита своей популярности. Очень немногие движущиеся головы используют аналоговое управление, из-за ограничения ограничений пропускной способности, скорости передачи данных и потенциальной неточности. Некоторые из самых современных интеллектуальных приборов используют RJ-45 или Ethernet- кабель для передачи данных из-за увеличения пропускной способности, доступной для управления все более сложными эффектами. Используя новую технологию Ethernet, поверхности управления теперь могут управлять гораздо большим количеством автоматизированных светильников.

Самая последняя разработка в управлении освещением – RDM (освещение) или управление удаленными устройствами. Этот протокол позволяет осуществлять связь между контроллером освещения и светильниками. С помощью RDM пользователи могут устранять неполадки, адресацию, настройку и идентификацию светильников из световой консоли RDM.

Приборы программируются с помощью набора настроек (fixtures) приборов на консолях управления.

Перемещение интеллектуальных лучей гораздо сложнее, чем их обычных двоюродных братьев, потому что они имеют больше атрибутов на прибор, который нужно контролировать. Простая обычная осветительная арматура использует только один канал управления на единицу: интенсивность. Все остальное, что должен сделать свет, предварительно задается руками человека (цвет, положение, фокус и т. Д.). Автоматическое осветительное устройство может иметь до 30 из этих каналов управления. На рынке доступно множество продуктов, позволяющих операторам и программистам легко управлять всеми этими каналами на нескольких светильниках. Консоли управления (Пульты) по-прежнему являются наиболее распространенным механизмом контроля, но многие программисты используют компьютерное программное обеспечение для выполнения этой задачи. Теперь доступно программное обеспечение, которое предоставляет предварительный просмотр вывода, созданного установкой, когда приборы подключены к программе или консоли. Это позволяет программистам работать над своим шоу перед тем, как войти в театр и знать, чего ожидать, когда огни подключены к контроллеру. Эти продукты обычно имеют некоторый способ преобразования USB- выхода компьютера в DMX- выход.

Хотя верно, что движущиеся огни в некотором смысле «революционизировали» мир концертного и другого освещения событий, называя эти светильники «умными» наверное оскорбительно для некоторых людей. Фактически, далеко не каждый человек, участвующий в бизнесе по производству музыки, считает, что движущиеся огни умные, необходимы или даже желательны вообще. Хотя этот тип технологий можно использовать очень эффективно, существует множество случаев, когда он просто отвлекает аудиторию от музыкального контента на сцене. В этом случае назвать это освещение «умным» скорее почва для еще большей путаницы.

Устройство

Интеллектуальные светильники обычно используют компактные дуговые лампы в качестве источников света.

В последнее время их уверенно вытесняют светодиодные источники света.

Приборы используют сервомоторы или, чаще, шаговые двигатели, подключенные к механическим и оптическим внутренним устройствам для управления светом перед тем, как он выходит из передней линзы прибора. Примерами таких внутренних устройств являются:

•Механические затемняющие жалюзи, используемые для изменения интенсивности светового потока. Механические диммеры обычно представляют собой специально разработанный диск или механический затвор. Жалюзи с высокоскоростными шаговыми двигателями могут использоваться для создания стробоскопических эффектов.

•Цветные колеса с дихроичными цветными фильтрами, используемыми для изменения цвета луча.

•Переменные, дополнительные голубые , пурпурные и желтые цветные фильтры для изменения цвета луча посредством субтрактивного смешивания цветов (CMY). Используя этот метод, можно создать гораздо более широкий диапазон цветов, чем это возможно, используя одноцветные фильтры. [3]

•Автоматические линзы, используемые для увеличения и фокусировки луча; ирисы используются для изменения размера луча. В некоторых светильниках имеется до 10 независимо управляемых призм и линз для фокусировки и формирования луча. [4]

•Моделируемые колеса с гобо и затворами для изменения формы луча или изображений проекта. В некоторых светильниках есть двигатели для вращения гобо в своем корпусе для создания вращающихся эффектов или для использования их сложных систем линз для достижения такого же эффекта.

•Автоматические обрамляющие жалюзи для дальнейшей формовки луча и управления нежелательным разливом.

Эти светильники также используют двигатели для обеспечения физического перемещения светового пучка:

•Поворот корпуса прибора с исходящим лучом вдоль осей X и Y.

. На движущейся головке стеклянные гобо могут иметь некоторую ошибку, вызванную обратными отражениями света на объективе, для решения этого дефекта можно использовать антиобъективы гобо.

Применение

Интеллектуальные огни (в настоящее время обычно называемые автоматическими или движущимися головами) могут использоваться везде, где есть потребность в мощном освещении, которое должно быть способно быстро и резко изменить настроение и эффекты. Таким образом, перемещающиеся головы были бы неуместными в обстановке, которая не требует сильного освещения (например, дома) или где «качество» требуемого света не изменяется чрезмерно (хотя, возможно, оно должно быть очень сильным для места, например стадион). Естественно, есть исключения из этого правила, в первую очередь использование большого количества движущихся голов для международных спортивных соревнований, таких как Игры Содружества или Олимпийские игры где многие тысячи отдельных автоматических приспособлений часто используются для освещения церемонии открытия и закрытия. На летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине было около 2300 интеллектуальных приборов.

Обычно, однако, использование интеллектуальных огней ограничивается театром , концертами, ночными клубами и т.д. где универсальность этих светильников может быть использована в максимальной степени. 

В этих вариантах использование светильников может быть неформально сгруппировано по двум категориям: активным и пассивным (хотя это не стандартизованные термины).

Пассивное использование автоматизированного освещения предполагает использование их универсальности для выполнения задач, которые в противном случае требовали бы многих обычных огней. Например, от шести до восьми движущихся голов можно создать текстурированный синий « ночной » эффект на сцене, применяя янтарный свет к актерам во время одной сцены – это может создать ощущение сумерек или ночь. При щелчке переключателя прибор может перейти в анимированный красный «огонь» для следующей сцены. Попытка этого перехода традиционными осветительными приборами может потребовать до тридцати инструментов. В этом случае автоматические светильники не делают ничего, что не может быть достигнуто с помощью обычных светильников, но они значительно сокращают количество огней, необходимых в поставленной задаче . 

Другие функции автоматических светильников, таких как вращающиеся гобо, также возможны с обычными светильниками, но их гораздо проще использовать с помощью интеллектуальных светильников.

Активное использование автоматических огней свидетельствует о том, что прибор используется для выполнения задач, которые в противном случае требовали бы участия человека или просто невозможно с помощью обычных светильников. Например, ряд движущихся голов, создающих плотно сфокусированные чистые белые лучи прямо на сцену, создаст фантастический эффект, напоминающий прожекторы с вертолета (особенно, если для создания лучей используется дымовая машина или Beam луч).

Чтобы воссоздать такой эффект без интеллектуальных огней, требуется, по крайней мере, один оператор-человек, сидящий прямо над сценой, с помощью контрольной точки , которая обычно считается слишком дорогой для такого небольшого эффекта.

Подвижные головы часто делятся на:

рисующие (Spot),

заливающие (Wash)

лучевые (Beam).

Они различаются по использованию и функциям, но многие компании предлагают варианты рисующей и заливающей головы в одном световом приборе. Профильные (рисующие) приборы обычно содержат такие функции, как гобо и призмы, в то время как заливающий прибор имеет более простую оптика и более широкую апертуру пучка, что приводит к более широкому углу луча, который может быть изменен внутренними линзами или «эффектами размытия». У Wash как правило используется смешивание цветов CMY, хотя для рисующих (Spot) приборов часто тоже используют такие функции. Рисующие приборы обычно используются для их эффекта луча (обычно с помощью дыма или дымки) и способности проектировать текстуру, тогда как Wash приборы, как правило, используются для обеспечения мягкого заполняющего света.

Лучевые (Beam) приборы часто построены так же, как Spot с точки зрения функциональности, кроме одного ключевого различия, луч света используют широкую линзу, чтобы сделать еще более экстремальный луч. Типичное пятно имеет угол луча от 15 до 35 градусов, тогда как среднее пятно имеет угол луча от трех до семи градусов, а некоторые высокотехнологичные компании производят огни с лучами нулевой степени. Такие эффекты Beam мало используются в театральной индустрии и наоборот более широко в клубной и концертной индустрии.

И конечно, самое важное и главное – Человек управляющий всем этим многообразием световой техники, но об этом в следующих материалах. 

С уважением Кислых Алексей

Добавить комментарий